Факторинг – в чем его преимущества и недостатки?

СОДЕРЖАНИЕ
0
3 просмотров

преимущества факторингаКогда прямые взаиморасчеты покупателя и продавца затруднены по разным причинам, помощь чаще всего оказывают банки. Если покупателю не хватает собственных денег, но товар очень нужен – он может взять кредит, а когда продавец крайне заинтересован в стимулировании сбыта – становится актуальным применение факторинга, наряду с иными инструментами.

В этом случае сделка заключается тремя сторонами, с участием банка. Суть ее в том, что поставщик сразу получает оплату (или большую ее часть, в зависимости от условий договора), покупатель – необходимый товар, а банк – процент за предоставленное финансовое обеспечение.

Преимущества факторинга

В отличие от кредита, при факторинге не предоставляется залог. Банк не задерживает сделку, проверяя благонадежность и состоятельность клиентов, а также обходится без открытия их счетов у себя. Задолженность образуется у дебиторов, а не у продавца, фактически получившего деньги от банка.

В свою очередь, банк тоже заинтересован снижать риски невозврата денег. Применение факторинга приведет к увеличению числа дебиторов, что позволяет рассчитывать на как минимум частичное погашение долга. Однако основные хлопоты по таким сделкам берет на себя именно банк: процентные и кредитные, валютные и прочие риски несет только займодатель.

Перспективы совершенствования факторинга

В разной степени проблемы развития факторинга решаются уточнениями обязательств сторон. Например, банк может предложить договор с регрессом – т.е. правом переуступки долга поставщику при неоплате в срок. В этом случае продавец принимает на себя часть риска, что дебитор окажется недобросовестным партнером, однако и факторинг обходится существенно дешевле.

Получение денег сразу после отгрузки товара, пусть и от банка, за процент, позволяет снизить дебиторскую задолженность, увеличить объем располагаемых ресурсов.

При нестабильности курсов валют это дает возможность оперативной конвертации – и, как следствие, сбережения денег от обесценивания. Данное обстоятельство особенно важно для организаций с внешнеэкономическим профилем деятельности.

Если для пополнения оборотных средств брать кредиты, возникает риск повышения процентной ставки – т.е. удорожания займов. При факторинговой сделке банк обязуется не менять условий обслуживания в течение определенного периода времени, что позволяет продавцу осуществлять планирование своей деятельности в кратко- и среднесрочной перспективе.

Банк не только кредитует поставки, но и следит за дебиторской задолженностью, систематически извещая продавца об оплате реализованных товаров. Это облегчает ведение бухгалтерии: сведения о продажах и статистике платежей поступают в календарной привязке, так проще отслеживать задолженности.

Если срок оплаты истек, а деньги за поставленный товар так и не поступили на счет – с должником разбирается не продавец, а банк. С другой стороны, покупатели нередко опасаются факторинговых сделок именно потому, что партнером оказывается не продавец, а влиятельная организация (если это солидный банк).

Во избежание недоразумений, займодатель может потребовать оформление приложения к основному договору, где фиксируется согласие покупателя оплатить поставку на определенный банковский счет.

Проблемы факторинга

Преимущества и недостатки факторинга взаимосвязаны. Главный минус – финансовый: такой способ реализации товара обходится дороже обычных продаж. Изготовитель тратит время и деньги на организацию сбыта, делит прибыль с банком, гарантирующим оплату поставок – но при затруднениях и рисках сбыта традиционным способом это лучше, чем его отсутствие.

Услуги банка оплачиваются по нескольким составляющим, комплексно и неоднократно. Основная комиссия за факторинговые займы дополняется платой за обслуживание сделки (обработку документов и пр.), процентом по кредиту.

Кредит в данном случае – предоставленные банком деньги (перечисленные на счет продавца) сразу после предъявления документов о совершенной отгрузке и вплоть до момента оплаты товара покупателем.

В банке учитывают, много ли дебиторов у продавца и каков относительный объем сбыта (если продукция поставляется напрямую от изготовителя) по факторинговым сделкам. Эти обстоятельства влияют на условия договора и размер комиссии.

Факторинг действительно стимулирует продажи и повышает эффективность использования оборотных средств, но это лишь один из возможных вариантов. В каждом случае следует анализировать ситуацию – возможно, выгоднее окажется продавать товар с предоплатой или взять кредит.

Многое зависит от обстоятельств – бывает так, что заманчивая перспектива расширения доли рынка, благодаря стимулированию сбыта, откладывается ради финансирования текущих потребностей.

Комментировать
0
3 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно