ФЗ «О потребительском кредите» от 21.12.2013 № 353

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

ФЗ о кредитовании - разбираемся в тонкостяхДанный правовой документ стал ответом законодателей на существовавшие противоречия в области кредитования физических лиц. Документ призван упорядочить взаимоотношения между заемщиками и их кредиторами. Его действие распространяется на:

  • микрофинансовые и микрокредитные организации;
  • ломбарды;
  • банки;
  • кредитные кооперативы.

Но данный законодательный акт не применим в отношении кредитов, выдаваемых работодателями, а также при ипотеке.

Положения 363-ФЗ «О потребительском кредите»

ФЗ №363 с 01.07.2015 г. регулирует все стороны кредитования, т.е. определяет:

  • этапы оформления займа;
  • правила для каждой из сторон;
  • порядок погашения;
  • особенности лимитирования кредитной линии;
  • схему выдачи средств и прочее.

ФЗ «О потребительском кредите» определяет право заемщика самостоятельно выбрать страховщика. Одновременно кредитор уполномочен досрочно расторгнуть сделку, если в течение 30 дней после ее заключения клиент не подписал необходимое соглашение с каким-либо страховщиком.

Кредитные организации обязали информировать клиентов, обратившихся за суммой займа свыше 100 000 рублей, обо всех возможных штрафных санкциях.

Документом определено минимальное обязательное содержание обычного договора потребительского кредитования, однако стороны вправе расширить его.

Ограничена величина неустойки: она не должна превысить 20%, а сумму займа нужно не просто прописать на титульном листе кредитного договора, но выделить рамкой. Банку России вменили в обязанность исполнять надзорную функцию в отношении среднерыночной цены потребительского кредита.

Заемщики могут целиком погасить долг досрочно в течение 14 первых дней действия договора для нецелевых продуктов или 30 дней при целевом займе, уплатив, начисленные за время фактического распоряжения деньгами, проценты, даже не уведомив об этом кредитную организацию. При частичном погашении долга ранее установленных сроков допускается введение временного ограничения на данную операцию.

Законное право кредитора повысить ставку по займу

Для клиентов неприятно узаконивание права кредиторов на передачу прав требования по долгам сторонним лицам (коллекторам). Это закреплено в законе, и многие кредиторы прописывают данный пункт в своих договорах.

В целом комментарии юристов свидетельствуют о наличии у документа как сильных, так и слабых сторон.

Бесплатные услуги

Финансовые институты обязали некоторые услуги оказывать своим клиентам бесплатно, это:

  • рассмотрение заявок;
  • ее анализ;
  • открытие счета;
  • зачисление на него кредита;
  • выдача займа наличными;
  • обеспечение его сопровождения, т.е. информирование об остатке задолженности, о совершенных выплатах и ряд иных аналогичных операций, пользование которыми не приносит клиенту материальной выгоды.

Ст. 15 ФЗ «О потребительском кредите (займе)»: о требованиях вернуть долги

15 статья этого документа определяет порядок действий, совершаемых в целях обеспечения возврата задолженности, и их специфику, т.е. указывает, что вправе сделать кредитор (коллекторское агентство) для погашения долга. Они могут:

  • проводить переговоры – лично или по телефону;
  • направлять письма, телеграммы, телеграфные сообщения, СМС, голосовые сообщения и прочие сообщения, передаваемые посредством электросвязи.

Другие способы контактов допустимы исключительно с согласия заемщика (поручителя или залогодателя), оформленного в письменном виде.

Ограничения

Запрещено использовать способы общения, описанные выше, если срок исполнения обязательств не наступил. При наличии решения суда о расторжении сделки у кредитора (коллекторского агентства) возникает право требовать вернуть долг досрочно, т.е. после суда они вправе контактировать с должником любым из описанных способов.

Также в ст. 15 Федерального закона «О потребительском кредите» четко указано, что в целях обеспечения возврата долга запрещено совершать какие-либо действия, включая юридические, имея намерение причинить вред клиенту. Вето наложено и на любые злоупотребления.

Порядок общения к заемщику

При обращении к заемщику сотрудник кредитора (третьего лица) обязан представиться. Приветствуется, но не вменено в обязанность, если после этого сообщаются наименование организации, в чьих интересах действует контактор, а также ее месторасположение.

Контакты с заемщиком запрещены в любой форме в рабочие дни недели с 22.00 до 8.00, в выходные (а также праздничные) дни запрет действует с 20.00 до 9.00. Следует учитывать местное время региона проживания должника.

Разрешение споров

Данный федеральный закон №363 в версии 2016 г. содержит указание и о порядке разрешения споров. Так при нарушении прав заемщика ему нужно руководствоваться нормами, защищающими права потребителей.

Будьте внимательны. В договорах кредиторы вправе прописать территориальную подсудность дела, т.е. спор будет решать суде, избранный кредитором.

Требование о расторжении договора, т.е. о полном возврате долга заемщиком, может быть выдвинуто при нарушении им сроков совершения очередных платежей, суммарная длительность которых в последние 180 дней составила 60 суток. Для направления подобного обращения решение суда не нужно, однако крайний срок удовлетворения запроса должен быть минимум 30 дней с даты отправления уведомления.

Если договор был заключен на срок меньше 60 дней, то для выдвижения требований, указанных выше, достаточно 10 дней просрочки, а предельный срок возврата долга должен быть более 10 суток.

Видео: эксперты рассказывают тонкости федерального закона №363

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Форма заполнения заявки на кредит

Поделись с друзьями!


Оставить комментарий

up